Агрессивное поведение - одной из самых распространённых нарушений поведения среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Признаки агрессивного поведения у ребёнка:
- теряет контроль над собой;
- спорят и ругаются с взрослыми;
- отказывается следовать правилам;
- винит других в своих ошибках;
- сердится и отказывается делать что-либо;
- чувствителен, очень быстро реагируют на различные действия окружающих.
Предположить, что ребёнок агрессивно настроен, можно лишь в том случае если в течение 6 месяцев в его поведении проявляется хотя бы четыре из перечисленных признаков.
Как вести себя с ребёнком, проявляющим агрессию:
- игнорируйте незначительную агрессию. Просто «не замечайте» реакцию ребенка. Выражайте понимание чувств ребёнка: «Я понимаю, что тебе обидно», переключать внимание ребёнка на что-то, например, предложите какое-либо задание (поиграть); позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому что устал».
- Акцентируйте внимание на поступках, а не на личности ребёнка ребёнка: «Ты ведёшь себя агрессивно» (констатация факта); «Ты злишься» (констатирующий вопрос); «Ты хочешь меня обидеть», «Ты демонстрируешь мне силу» (раскрытие мотивов агрессора).
- Контролируйте собственно негативные эмоции. Старайтесь говорить ровным голосом, избегайте криков и устрашений, демонстрации своей власти: «Будет так, как я скажу»
Усиление агрессии у ребёнка могут спровоцировать ваши агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки), насмешки и передразнивания, использование физической силы. Избегайте оценки личности ребенка и его друзей; угроз, чтения нотаций. Попытки оправдаться, защитить себя или подкупить ребёнка могут только усилить проявление агрессии.
- Сохраняйте положительную репутацию ребёнка, «Ты, возможно, неважно себя чувствуешь?», «Ты не хотел его обидеть», позвольте выполнить ваши требования частично, по-своему; предложите ребёнку договор с взаимными уступками.
- Демонстрируйте неагрессивное поведение. Выдерживайте паузу, тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве); внушайте спокойствие жестами и мимикой; шутите.
Рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивными детьми:
- Включайте агрессивного ребёнка в совместную продуктивную деятельность чаще, чем остальных детей.
- Давайте чётко понять ребёнку, что вы небезразлична относитесь к агрессивным проявлениям. Говорите о своём отношении к положительному и негативному поведению ребёнка.
- Говоря о поведении малыша, выделяйте конкретный поступок, не оценивая негативно его личность в целом.
- Избегайте отрицательных оценок, лучше выделять положительные качества, и тогда малыш будет к вам стремиться.
- Если ребёнок правила агрессивную реакцию, следует выразить своё отношение к ней и переключить малыша на другую деятельность.
- Не жалуйтесь родителям на ребёнка, станьте его другом.
- В присутствии других детей не ругайте ребёнка.
- Всегда отмечайте хорошее поведение малыша в течение дня, его успехи и достижения на занятиях, в играх с детьми.
- Помогайте ребёнку в игровой деятельности создать сюжеты и взять на себя те роли, в которых он может пережить и выплеснуть свои эмоции. Пусть ребёнок берёт на себя роль сильного и доброго персонажа, защищает других детей.
- Сведите к минимуму количество замечаний ребёнку.
Способы выражения гнева:
- громко спеть любимую песню.
- Пометать дротики в мишень.
- используя «стаканчики для криков» высказывать все свои отрицательные эмоции
- налить в ванну воду, запустить в нее несколько игрушек и бомбить их и мячом
- пускать мыльные пузыри
- устроить «бой» с боксёрской грушей
- полить цветы
- устроить соревнование «кто громче крикнет?», «Кто выше прыгнет?»
- скомкать несколько листов бумаги, а затем выбросить
- быстрыми движениями нарисовать обидчика, а затем зачеркнуть его
- слепить из пластилина фигурку обидчика, затем сломать её
- подраться с подушкой
- порвать лист бумаги в мелкие куски
- поколотить стол надувным молотком
- потопать ногами
- высказать свои чувства
- попросить помощи
- надуть злостью шарик